Воццек. Премьера!

Воццек. Премьера!

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

02.05.2010
30.04.2010

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



ВНИМАНИЕ!!! БИЛЕТЫ НА 2 МАЯ ПРОДАЮТСЯ СО СКИДКОЙ 100% НА УСЛУГУ АГЕНТСТВА!

Премьера!

ВОЦЦЕК
Альбан Берг
Опера в трех действиях


Либретто Альбана Берга по драме Георга Бюхнера "Войцек"
Дирижер-постановщик - Теодор Курентзис
Режиссер-постановщик - Дмитрий Черняков
Художник-постановщик - Дмитрий Черняков
Художники по костюмам - Елена Зайцева, Дмитрий Черняков
Художник по свету - Глеб Фильштинский
Хормейстер-постановщик - Валерий Борисов
Премьера оперы состоялась 24 ноября 2009 года

Знаменитый дирижер Теодор Курентзис поставил в Большом театре оперу «Воццек» Берга по пьесе Георга Бюхнера, впервые поставленную в Берлине в 1925-м, а в СССР - в 1927-м, в Ленинграде. Режиссером-постановщиком «Воццека» стал Дмитрий Черняков, хорошо известный постановками, неоднозначно встречаемыми публикой и прессой. Вероятно, самая громкая из них - «Евгений Онегин» с Екатериной Щербаченко, победительницей конкурса вокалистов в Кардиффе.

Монолог дирижера (Теодор Курентзис):

"Воццек" - это то сочинение, которое привнесло изменения в эстетику XX века. Мы можем говорить об эпохе до "Воццека" и эпохе после "Воццека". На первый взгляд, эта опера кажется родственной творчеству художников разных направлений модернизма и особенно экспрессионизма: таких, как Отто Дикс, Эмиль Нольде, Эдвард Мунк или даже Модильяни. Раньше ее считали просто частью общего направления в искусстве, а это не совсем так. С одной стороны, "Воццек" - это внук Малера, а с другой - родоначальник современной музыки, отец Циммермана, Жерара Гризе, Ксенакиса и дядя Шостаковича. Повлиял он и на литературу, например на Томаса Манна и Роберта Музиля.
Мне кажется, что, когда эта опера была написана, ее было трудно понять, поэтому ее сочли гротеском, а ведь она совсем не гротесковая, наоборот, это абсолютно чистая музыка, почти "лабораторная". Я бы назвал "Воццека" ораторией. Ведь это даже не театр в привычном смысле слова. Чем больше в "Воццеке" будет от театра, тем дальше он уйдет от музыки. Это другой театр - театр, открытый не для всех, как у Гессе в "Степном волке", магический театр. "Воццек" - своего рода миф. Здесь иные закономерности пространства. Все явления, которые воспринимаются нами как ненормальные, здесь становятся нормальными: к примеру, снег может идти в комнате. Время тоже течет по-другому. Например, в конце второй картины первого акта наступает ночь, Воццек идет домой. А в начале третьей мы слышим военный марш, Мари стоит у окна и смотрит парад. А разве парады бывают ночью? И музыка здесь явно "утренняя". У Воццека это ночь, а у Мари - утро. А потом она закрывает окно, и снова наступает ночь. Или - в третьем акте: Мари в комнате читает Библию, кается, а через несколько тактов она уже на берегу реки с Воццеком. Это же прелесть сказки! Берг специально не раскладывает все педантично по полочкам, наоборот, все контрасты обостряет до предела. Это начало мистериального театра.
В театральном мейнстриме "Воццека" по-прежнему ставят как оперу гротесковую. Многие исполнители, не выдерживая аскетизма этой оперы, не понимая, не ощущая его, стараются как-то "раскрасить" ее, сделать ее "интересной". В большинстве случаев получается какая-то какофония, что в некоторых сценах тоже может оказаться необходимым.
Чтобы хорошо исполнять эту оперу, надо глубоко ее понимать. Если китаец, не знающий русского языка, будет произносить все слоги правильно, мы все равно ничего не поймем. Здесь то же самое. Если играть все так, как написано, но при этом не чувствовать тончайший баланс, не чувствовать полифоническую артикуляцию, ничего не получится. Полифония "Воццека" может с первого взгляда показаться чрезмерной - неудивительно, что Берг писал эту оперу много лет… "Воццек" расширяет тональную палитру. Самую большую трудность для исполнения представляет шпрехштимме, здесь очень сложно найти нужную, ирреальную интонацию, интонацию сна. "Воццек" - это экспрессионистская опера. А чем характерен экспрессионизм? Он рождает ощущения, близкие к тем, что мы испытываем во сне. Мы узнаем какие-то реалии, но они кажутся нам странными, необычными. Именно это ощущение и передает шпрехштимме. Мы слышим, что кто-то поет или говорит, но он не поет и не говорит. Мы слышим мелодию, но мы не можем ее уловить. Она находится за пределами традиционного восприятия. Интонация, не подходящая к тексту, отстраненная от психологизма, заставляет искать других ощущений. Происходит расширение сознания, расширение кода языка.
Зачем Берг это писал? Чего хотел этим добиться? Продвинуть, расширить границы тональности? Нет, расширить сознание человека, научить его воспринимать контрастные, противоречащие друг другу ощущения. Это музыка для гурманов. "Воццек" открывает другие двери в сознании человека, новые, запретные пространства фантазии. Так что на самом деле это очень позитивная опера.

Все права защищены