ЭСМЕРАЛЬДА

ЭСМЕРАЛЬДА

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

07.10.2011
09.10.2011
08.10.2011
06.10.2011
17.03.2011
16.03.2011
15.03.2011
17.11.2010
16.11.2010
22.09.2010
21.09.2010
10.02.2010
09.02.2010
27.12.2009
26.12.2009
25.12.2009

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



ВНИМАНИЕ!!! БИЛЕТЫ НА 6, 7 ОКТЯБРЯ ПРОДАЮТСЯ СО СКИДКОЙ 100% НА УСЛУГУ АГЕНТСТВА!

Премьера!

ЭСМЕРАЛЬДА
Цезарь Пуни


Хореография - Мариус Петипа
Хореографы-постановщики: Юрий Бурлака, Василий Медведев
Художник-постановщик - Альона Пикалова
Художник по костюмам - Елена Зайцева

 

Действующие лица и исполнители:

7 октября
Эсмеральда, цыганка - Наталья Осипова
Пьер Гренгуар, бедный поэт - Александр Войтюк
Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков - Александр Волчков
Флер де Лис, невеста Феба - Мария Аллаш

8 октября
Эсмеральда, цыганка - Нина Капцова
Пьер Гренгуар, бедный поэт - Денис Медведев
Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков - Дмитрий Гуданов
Флер де Лис, невеста Феба - Анна Никулина

9 октября
Эсмеральда, цыганка - Мария Александрова
Пьер Гренгуар, бедный поэт - Денис Савин
Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков - Руслан Скворцов
Флер де Лис, невеста Феба - Екатерина Крысанова

Хэппи энд, или Не самый известный мотив Гюго
Кто хотя бы раз не пожелал невозможного чуда, дочитывая или досматривая слишком хорошо известную трагическую историю: а что, если бы ему и ей вдруг позволили жить долго и счастливо, а не извели поодиночке в последнем акте или на предпоследней странице?..
Начнем с конца. Сразу хотим предупредить: он будет счастливым. Это XX век, не склонный к сантиментам, время от времени оглядывался на литературный первоисточник и вновь казнил прекрасную цыганку Эсмеральду, которая счастливо избежала смерти, выйдя на балетную сцену. (Первый выход состоялся в 1844 г., сцену предоставил лондонский Королевский театр.) 'Отец' балетной Эсмеральды Жюль Перро хоть и сомневался поначалу в правомерности подобного поступка, однако не отправил столь добрую и красивую девушку на виселицу. И какие бы коррективы потом не вносил он сам, а вслед за ним маэстро Петипа в этот балет, торжество любви и добра оставалось неизменным.
Виктор Гюго, казалось бы, ни в силу своего характера, ни в силу убеждений не мог стерпеть такого обращения со своим историческо-'готическим' романом. Однако не только стерпел, но даже сам инициировал! По просьбе Луизы Бертен, дочери знаменитого издателя и политического деятеля Луи-Франсуа Бертена, г-н Гюго написал либретто для ее будущей оперы 'Эсмеральда', в котором превратил Феба в человека страстного и благородного, Квазимодо вывел на обочину сюжета, а главной героине сохранил жизнь и подарил счастье. Перро слушал эту оперу и, в конце концов, именно оперное либретто избрал основой для своего либретто балетного. Так что строку в нашей афише по поводу либретто Жюля Перро по мотивам Виктора Гюго следует расшифровывать так: хореограф использовал мотивы и романа Гюго, и его оперного либретто.

Реконструкция или..?
Или! Как определяют свое творение сами постановщики Юрий Бурлака и Василий Медведев, это взгляд из настоящего на знаменитый петербургский спектакль конца XIX века, самого конца - 1899 года. Постановка 1899 года в качестве ориентира была выбрана потому, что этот спектакль приобрел ощутимый размах по сравнению с первыми, более камерными. Состоянию сегодняшнего Большого соответствует спектакль большой формы - решили наши постановщики. В нашей 'Эсмеральде' действует много персонажей, занято большое количество людей, и им есть, что танцевать. К тому же наши постановщики не хотели 'потерять' некоторые жемчужинки, которыми украсился этот балет в ХХ веке. Ход действия остался практически тот же, хотя либретто все-таки было подкорректировано. Имеющиеся хореографические лакуны были 'закрыты' заново поставленными танцами. Новые танцы, стилизованные 'под имперскую балетную старину', получила и Эсмеральда, и Феб, и даже (немногочисленные, но тем не менее!) Квазимодо, ранее не имевший их вовсе.

Оживший гобелен
Масса людей, видевших па де де Дианы и Актеона из балета 'Эсмеральда' (а видела его действительно масса людей, поскольку это па де де с большим энтузиазмом танцуется на конкурсах и концертах), задавалась вопросом: 'Где имение, а где наводнение?'. Как попали эти мифологические персонажи на подмостки, осененные могучей тенью Нотр Дам де Пари?
Это па де де наши постановщики как раз относят к тем жемчужинам, попавшим в балет 'Эсмеральда' в XX столетии, от которых уже решительно невозможно отказаться, не обеднив новую постановку. У этого па де де - своя история. Оно явилось из балета 'Царь Кандавл' Ц. Пуни-М. Петипа. По его мотивам Агриппина Ваганова и поставила знаменитых 'Диану и Актеона', когда создавала свою первую редакцию 'Эсмеральды'.
Юрий Бурлака: 'Мы берем вагановскую постановку Pas de Diane к спектаклю 1935 года, и берем целиком, что будет новостью для Большого театра. В нем, помимо солирующей пары, танцевали еще двенадцать нимф, которых мы возвращаем на сцену. Помимо Пуни, в этом номере были еще кусочки другой музыки, которые выпали с течением времени. Их мы тоже возвратим. Так что хореография наложится на нужную музыку. Удлинится женская вариация, будет в том виде, в каком и была поставлена. И точно известно имя автора музыки к ней - это Риккардо Дриго'.

А ты любила? Ты страдала?
Вроде бы именно этим поинтересовался маэстро Петипа у Матильды Феликсовны Кшесинской, когда та попросила у него роль Эсмеральды. Ни Юрий Бурлака, ни Василий Медведев, назначая наших балерин на эту партию, таких вопросов не задавали. В нашем новом спектакле Эсмеральду будут танцевать артистки разного возраста и разного сценического опыта (от юной особы, только недавно переведенной в солистки, до прима-балерины) - жизненный опыт вкупе с пережитыми эмоциями оставим за скобками, но все молодые и обаятельные, каждая по-своему. И очень разными обещают стать их Эсмеральды.
Юрий Бурлака: 'Петипа так мыслил не только в отношении 'Эсмеральды'. Психологизм, система Станиславского - в нашем сознании все это прочно связано с XX веком. Но все спектакли XIX-го, в которых дается история человеческих взаимоотношений, тоже требуют Станиславского. Надо не примериваться к персонажу, обитая где-то вблизи него, надо им просто быть.
Исследуя различные пласты в истории балета 'Эсмеральда', я представлял, какая из выбранных нами танцовщиц лучше всего подходила бы к той или иной его редакции. Первый, лондонский спектакль Перро, я, безусловно, отдал бы Нине Капцовой. Наташа Осипова - это или спектакль Фанни Эльслер в Москве, или Вирджинии Цукки в Санкт-Петербурге. Конец XIX века, Карлотта Брианца, Матильда Кшесинская - представляю Марию Александрову. Для юной Анастасии Сташкевич спектакля из прошлого не придумал, но ее непосредственность и огромное желание сделать все-все-все, на что способна, тоже обещают интересный результат. Ну, а как они все будут развиваться в этом спектакле, естественно, покажет время.
Капитаны королевских стрелков у нас тоже очень разные, но подходят на роль Феба во всех ее проявлениях. Феб ведь сам по себе персонаж неоднозначный. Вообще спектакли вроде 'Корсара' или 'Эсмеральды' предоставляют очень богатые возможности для поиска собственной интерпретации. Феба можно сделать абсолютно по-разному, так что и зрители к нему будут относиться точно так же по-разному. Александр Волчков, Дмитрий Гуданов, Руслан Скворцов, Артем Овчаренко - имена говорят сами за себя, а непохожесть обладателей этих имен очевидна.
И замечательно выстраивают свои игровые роли такие мастера, как Алексей Лопаревич (Архидьякон собора) и Геннадий Янин (Квазимодо)'.

Джали
В этом балете главная героиня традиционно появлялась с козочкой (по имени Джали). Большой не отступит от этой традиции. Едва родилась наша потенциальная Джали, ее тут же стали готовить в артистки. Будущую звезду утверждали на роль сами постановщики - правда, по фотографии.

Соавторы
Декорации возрождены под руководством Алены Пикаловой. Огромную работу по созданию и воссозданию костюмов проделала Елена Зайцева, уже работавшая в сотрудничестве с Юрием Бурлакой на постановке 'Корсара'. Дирижер-постановщик спектакля - еще один специалист по 'Корсару' Павел Клиничев. Концепцию музыкальной драматургии предложил сам Юрий Бурлака, знаток старинной балетной музыки. В архивных изысканиях ему активно помогал сотрудник архива нотной библиотеки Большого театра, театровед и критик Сергей Конаев.

Все права защищены