Женитьба и другие ужасы

Женитьба и другие ужасы

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

23.10.2009
29.10.2009
05.04.2009
02.04.2009
19.03.2009
03.02.2009
30.01.2009
20.11.2008
12.11.2008
10.11.2008

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



К 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя

Женитьба и другие ужасы
Фантасмагория на музыку из опер М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, Д. Шостаковича


В ноябре 2008 года Центр оперного пения представил музыкальной общественности премьеру спектакля, жанр которого его создатели определили как фантасмагория, то есть фантастические видения, причудливые вариации
. "Но если и музыка нас оставит, что будет тогда с нашим миром?" - такими словами завершил Н.В. Гоголь одну из своих "Арабесок", и это не случайно. Многое в письмах, статьях и произведениях писателя выдает в нем знатока и большого любителя музыки. Факт этот, в свою очередь, имел обратный эффект и привлекал к неповторимой музыкальной поэтике Гоголя внимание величайших русских композиторов.
В новом спектакле-фантазии на темы Гоголя звучит музыка из опер «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» М. Мусоргского, «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Н. Римского-Корсакова, «Черевички» П. Чайковского, «Нос» Д. Шостаковича. По словам Галины Вишневской, «эта постановка - своеобразный эксперимент, без которого не может развиваться ни один театр. И в этом смысле соприкосновение с  оперной классикой, связанной с художественным миром Гоголя, неоценим. Поистине в этом музыкальном пространстве для молодого певца открываются интереснейшие творческие возможности». В «Женитьбе…» заняты многие из известных солистов Центра оперного пения, а для некоторых учеников Галины Павловны Вишневской это выступление стало ярким дебютом.

«Центр оперного пения Галины Вишневской приготовил фантасмагорию "Женитьба и другие ужасы". Зритель получил узорчатое, что твой малороссийский рушник, полотно, где история мнительного жениха сплелась с дуэтами Солохи и Беса из "Черевичек" и много еще с чем. Не зря зритель ходит сюда, чтобы убедиться: самая буйная фантазия может сочетаться с уважением к традициям, а новаторство и канон - вещи более чем совместные… Игра артистов рождала адекватные первоисточнику иносказания: выразительные речитативы, точные жесты - их рисунок уверенно заключает в рамку образа вокальную стихию. …Итак, успех. Но удачные постановки - это еще не все. Спектакли приходят и уходят, а атмосфера остается. И она в этом театре особая. Нет ничего лучше маленького зала и хороших традиций. Помпезности, свойственной большим театральным площадкам, в Центре не бывает. Как и проходных концертов и премьер» ("Итоги"). 
«Премьерой неоконченной оперы Модеста Мусоргского "Женитьба" по пьесе Н. Гоголя Центр оперного пения Галины Вишневской фактически дал старт "гоголиане", начинающей разворачиваться к грядущему в 2009 году двухсотлетнему юбилею классика русской литературы. Спустя сто с лишним лет музыка незаконченного опуса Модеста Мусоргского, написавшего 1-й акт "Женитьбы" на оригинальный гоголевский текст, остается образцом музыкального эксперимента. Сценическая эксцентрика явно усложнила задачи молодым певцам, и без того осваивавшим трудные партии с быстрыми речитативами, где композитор не предусмотрел ни одной вокальной лазейки, ни одной арии для "свободного полета". Но артисты - Константин Пурилкин (Подколесин), Максим Сажин (Кочкарев), Инна Звеняцкая (Сваха) и Руслан Розыев (Степан) - отлично освоились в жанре фантасмагории, потребовавшей от них серьезного владения не только голосом, но и телом. Зато вторая часть спектакля - гала "гоголианы", составленная из фрагментов опер Чайковского "Черевички", Римского-Корсакова "Ночь перед Рождеством" и "Майская ночь", Шостаковича "Нос", дала возможность певцам развернуться в популярном классическом репертуаре, показать себя в ариях и дуэтах и, что удивительно, "не выпасть" из заданного жанра» ("Российская газета").
«По сути, это легкий, непретенциозный дивертисмент, где появляются герои разных опер на гоголевские сюжеты. Идея Галины Вишневской ясна. Сочинения по Гоголю составили пласт в русской опере - от экспериментальной "Женитьбы" Мусоргского до "Мертвых душ" Щедрина. Добавим "Черевички" Чайковского, "Майскую ночь" и "Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, "Сорочинскую ярмарку" Мусоргского, "Нос" Шостаковича и получим особенный мир, наполненный, с одной стороны, искренней и глубокой лирикой, с другой - юмором, иронией, гротеском, сатирой, каких на оперной сцене еще не было да и не будет. Все это потенциальные оперные артисты (а центр готовит именно артистов, а не просто учит вокальному мастерству) должны непременно освоить.
Выбрать для постановки одну оперу - значит, упустить прелесть и ценность другой. "Женитьба", например, не дописана Мусоргским; упустить ее - значит, упустить живое гоголевское слово. Галина Павловна объединила наиболее показательные фрагменты из многих опер» ("Независимая газета").

Все права защищены