Дети Розенталя

Дети Розенталя

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

07.12.2008
31.05.2008

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



ДЕТИ РОЗЕНТАЛЯ

Режиссер - Эймунтас Някрошюс
Композитор - Леонид Десятников
Либретто - Владимир Сорокин
Дирижер-постановщик - музыкальный руководитель, главный дирижер Большого Александр Ведерников

На Новой сцене Большого театра идет опера "Дети Розенталя". Это первая за последние 30 лет опера, созданная специально по заказу театра. "Дети Розенталя" написал Леонид Десятников - один из самых исполняемых современных российских композиторов, много работающий в кинематографе (музыка к фильмам "Подмосковные вечера", "Кавказский пленник", "Москва").
Соавтором именитых Някрошюса и Десятникова выступил скандально известный писатель Владимир Сорокин, написавший либретто к опере. Некогда роман Сорокина "Голубое сало" эксперты прокуратуры Москвы признали порнографическим. Против В. Сорокина было даже возбуждено уголовное дело за "распространение порнографических материалов", впоследствии закрытое за отсутствием состава преступления. Выбор такого либреттиста некоторых граждан смутил. В частности, единоросс Сергей Неверов инициировал проверку Комитетом по культуре Госдумы информации о постановке в Большом театре оперы на либретто В. Сорокина, проявив при этом небывалую оперативность. Дело в том, что контракт с В. Сорокиным был заключен почти три года назад, и из этого события никто не делал секрета. Публика ждала оперу, а в конце прошлого театрального сезона руководство театра официально объявило, что премьера пройдет 23 марта 2005 года. Депутат же Неверов представил проект поручения на рассмотрение Госдумы лишь 2 марта 2005 года, посмотрев незадолго до этого, как он рассказал на заседании нижней палаты, сюжет о "Детях Розенталя" по телевидению. Другие противники сочинений В. Сорокина - общественная молодежная организация "Идущие вместе" - оказались более осведомленными. Они давно уже протестуют против постановки в Большом театре оперы на либретто В. Сорокина, хотя постоянно заявляют, что либретто не читали, солидаризируясь в этом с Неверовым.
В основу либретто положена история "дублей" (клонов) Чайковского, Мусоргского, Верди, Вагнера и Моцарта, созданных ученым Розенталем. Действие происходит в России в начале 90-х годов прошлого столетия. Когда ученый умирает, дубли оказываются выброшенными на улицу, бомжуют на Комсомольской площади и, в конце концов, погибают. Выживает только Моцарт, "имевший в прошлой жизни иммунитет к яду".
Соответственно музыкальная ткань оперы, по всей вероятности, будет отчетливо интертекстовой, с цитатами из сочинений пяти знаковых для европейской оперы композиторов. И это не удивительно - Десятников убежден, что ничего принципиально нового в опере создать невозможно и что опера как род искусства постепенно умирает. По его мнению, сейчас возможна лишь опера об опере. Леонид Десятников называет свое произведение "комментарием к истории оперы" и говорит, что каждая из картин будет напоминать об одной из великих опер.

Все права защищены