Сильфида

Сильфида

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

09.06.2013
08.06.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



СИЛЬФИДА

Херман Северин Левенскольд
Балет в двух действиях


Либретто: Адольфа Нурри и Филиппо Тальони
Хореография - Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы Марианне фон Розен
Постановка и новая хореография - Йохан Кобборг
Художник-постановщик - Питер Фармер
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Дирижер-постановщик - Павел Клиничев

Премьера спектактакля состоялась 20 февраля 2008 года.
Продолжительность спектакля - один часа 40 минут с одним антрактом.


На сцене Большого театра - 'Сильфида' Августа Бурнонвиля в постановке датчанина Йохана Кобборга сменила 'Сильфиду' Августа Бурнонвиля в постановке Олега Виноградова.

'Сильфида' - первенец романтического балета, поставленный хореографом Филиппом Тальони в 1832 году для его дочери Марии. Четыре года спустя датчанин Август Бурнонвиль поставил в Копенгагене свою версию, заменив музыку и хореографию, но оставив в неприкосновенности сюжет: крестьянин Джеймс, соблазненный сильфидой, бежит за ней в лес, оставив безутешную невесту. Шарф, которым Джеймс пытается поймать крылатое существо, оказывается отравленным - крылышки сильфиды опадают, и она погибает. 'Сильфида' Бурнонвиля, в отличие от исчезнувшего балета Тальони, никогда не покидала сцены Датского королевского балета, а потому сохранилась в отличном состоянии. Йохан Кобборг - 29-й исполнитель роли Джеймса с 1836 года; первым был сам хореограф Бурнонвиль. Современные постановки 'Сильфиды' отличаются лишь незначительными разночтениями.

В Большом работала вся лондонская команда. Многоопытный художник Питер Фармер, на счету которого около трехсот постановок, более всего боялся превратить балетную Шотландию в туристический постер. В его спектакле преобладают коричневато-серые 'реалистические' тона: тщательно выписанный на заднике лес смахивает на пейзаж Рейсдаля, увеличенный до циклопических размеров; килты и платья персонажей словно взяты со съемок исторического фильма, и лишь воздушные платьица сильфид выглядят лучом света в этом мрачноватом, но уютном мире.

Йохан Кобборг отнюдь не стремился ниспровергать традиции: в его версии лишь три новых хореографических фрагмента (благо некий датский музыковед обнаружил потерянные страницы партитуры с пометками самого Бурнонвиля). Основные изменения коснулись пантомимы, стилистики танца и режиссерской концепции. ... Датский акцент проявился и в танце. Труппа уловила труднодоступный шик бурнонвилевской школы, требующий, чтобы труднейшие движения исполнялись как бы 'между прочим' - будто исполнитель сам не ведает, что творят его ноги (что в корне отличается от русской традиции, властно выделяющей кульминационные па). Образцово датским выглядело pas de six первого акта - молодежь театра выстригала виртуознейшие антраша, сохраняя полнейшую непринужденность.

С концепцией же спектакля, согласно которой сильфида не автономно существующий дух, но мистическое озарение Джеймса, влекущее героя прочь от приземленной обыденности, Йохан Кобборг намудрил: собственную актерскую трактовку он распространил на весь балет. Спору нет: когда блистательный Кобборг в старой постановке Большого играл Джеймса с психологической изощренностью актеров бергмановского кинематографа, казалось, что все остальное, включая деятельную героиню, не более чем плод его воспаленного сознания. Теперь же на ключевых ролях оказались столь незаурядные персонажи, что романтический мир 'Сильфиды' прямо-таки затрещал от многообразия смыслов.

Новая 'Сильфида', конечно, очаровательна. Курсы датского языка, пройденные Большим театром, бесспорно полезны. Целый букет свежеподготовленных сильфид и Джеймсов сулит балетоманские радости (Цит. по 'Коммерсант', 22 февраля 2008 года).

Все права защищены