Царь Федор Иоаннович

Царь Федор Иоаннович

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

28.06.2013
05.06.2013
27.04.2013
26.05.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Драматические спектакли.



Премьера!

ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ
А.К. Толстой
Трагедия в двух актах

Посвящается 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского.

Режиссер - народный артист России Борис Морозов
Сценография: народный артист РФ Борис Морозов, заслуженный работник культуры РФ Михаил Смирнов
Костюмы - Елена Предводителева
Музыка - Рубен Затикян

Действующие лица и исполнители:
Действующие лица и исполнители:
Царь Федор Иоаннович, сын Иоанна Грозного - заслуженный артист России Николай Лазарев / Константин Денискин
Царица Ирина Федоровна, жена его, сестра Годунова - Алиса Богарт / Татьяна Морозова
Борис Федорович Годунов, правитель царства - заслуженный артист Татарстана Николай Козак / Сергей Колесников
Князь Иван Петрович Шуйский, верховный воевода - народный артист России Валерий Абрамов / заслуженный артист России Андрей Новиков
Дионисий, митрополит всея Руси - народный артист России Александр Петров / Вячеслав Персиянов-Дубров
Князь Василий Иванович Шуйский, племянник князя Ивана Петровича - заслуженный артист России Андрей Егоров / Сергей Иванюк
Шуйские, родственники князя Ивана Петровича:
Князь Андрей - Кирилл Кириличев / Роман Богданов
Князь Дмитрий - Алексей Захаров / Константин Днепровский
Князь Иван - Алексей Пойдышев / Евгений Безбог
Михайло Головин - Денис Кутузов / Роман Радов
Князь Туренин - Александр Леонтьев / Александр Разин
и другие.

Центральный академический театр Российской Армии уже третий раз обращается к творчеству классика русской литературы Алексея Константиновича Толстого - к его величайшей русской трагедии «Царь Федор Иоаннович». Пьеса была написана в 1868 году и является второй частью исторической трилогии, первой частью которой стала трагедия «Смерть Иоанна Грозного» (1866 г.), а заключительной - «Царь Борис» (1870 г.).

В пьесе «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстой исследует один из самых трагических моментов в истории Руси ХVI века, откуда происходит начало страшной «смуты», постигшей государство и русский народ в начале ХVII века. Две враждующие, противоборствующие стороны - Борис Годунов и князья Шуйские - пытаются завладеть слабонравным царем Федором как орудием для своих целей. Между этими партиями царь Федор, безуспешно старающийся их примирить, колеблющийся между обеими сторонами, через свою нерешительность становится причиной многих трагедий. Такова была официальная версия в момент написания пьесы, которой и придерживался автор. Но сценическая история трагедии доказала, что пьеса А.К. Толстого может иметь множество разных интерпретаций пьесы, в том числе главного героя - царя Федора.

Эта пьеса имеет богатейшую сценическую историю, насчитывающую ряд талантливых постановок, в которых были заняты известные артисты. Нынешняя постановка Театра Российской Армии совершенно отличается по замыслу от предшествующих. Главный режиссер Театра Армии, народный артист России Борис Морозов, ученик Андрея Попова, поставил трагедию «Царь Федор Иоаннович» со свойственным ему талантом, неподражаемым режиссерским почерком, высоким профессионализмом, глубоким знанием истории. Постановка Морозова оригинальна, современна по концепции и сценической форме, неожиданна и своевременна по решению образов и вместе с тем в ней по-новому раскрываются великие традиции русского психологического театра, происходит обращение к генной памяти истоков русской истории и корням русского театрального искусства. Морозов не только режиссер, но и художник новой постановки в соавторстве с художником Михаилом Смирновым.

Царь Федор, по режиссерской концепции Морозова, - отнюдь не слабоумный и безвольный государь. Он - правитель новой формации, опередивший собственное время. Царь Федор - творец, художник, возвышающийся над обыденным, всей душой стремящийся к созиданию, объединению непримиримых борющихся сторон. Он старается творить  мир и гармонию в жизни людей. Царь Федор - антипод его отца Иоанна Грозного, постоянно внутренне ведущий с отцом внутреннюю полемику о способах правления государством, противопоставляющий насилию и жестокости отца - милосердие и гармонию. Трагедия Царя Федора - в невозможности в этом  жестоком мире привести людей к взаимопониманию, сотворить гармонию и править, исходя из идеальных представлений о любви, добре, нравственности.

Сценография спектакля, открывающая всю мощь, глубину и объем пространства большой сцены театра (самой большой драматической сцены в Европе), подчеркивает всю силу и величие одухотворенной души царя Федора. Расположенные на сцене элементы, декорации, знаки-, символы (царский трон, колокол) как нельзя лучше акцентируют происходящее действо, одновременно отсылая к истории Руси и делая оформление динамичным и современным, под стать режиссерскому замыслу.

Костюмы Елены Предводителевой, элегантные и красивые, стилизованные под костюмы эпохи Древней Руси, тем не менее могут быть с успехом представлены на современном подиуме.

Музыка, созданная композитором Рубеном Затикяном, включает не только красивые авторские мелодии, звуки колокола, но также разнообразный звуковой ряд, наполняющий действие звуками подлинной, не театральной, жизни.

В постановке заняты лучшие актеры разных поколений - практически вся знаменитая труппа Театра Российской Армии. Артисты играют вдохновенно, с большим мастерством, прекрасно владея белым стихом, глубинным постижением психологической сути образов, по-современному емких, точных и тонких взаимоотношений между персонажами спектакля. Не нарушая рисунка роли, следуя замыслу режиссера, артисты находят «свои» краски и оттенки в создании характеров.

Все права защищены