Набукко

Набукко

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

22.05.2013
21.05.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



НАБУККО

Либретто - Темистокле Солеро
Дирижер-постановщик - Марк Эрмлер
Режиссер-постановщик и хореограф - Михаил Кисляров
Художник-постановщик - Сергей Бархин
Художник по костюмам - Татьяна Бархина
Хормейстер-постановщик - Станислав Лыков
Художник по свету - Дамир Исмагилов
Дирижер - Александр Вилюманис
Главный хоремейстер - Валерий Борисов

Премьера спектакля состоялась 5 января 2001 года.
Продолжительность спектакля три часа 15 минут с тремя антрактами.
Опера исполняется на итальянском языке с русскими супратитрами.


Оперу 'Набукко' Большой театр поставил на московской сцене впервые, тем самым отдав дань памяти великому итальянскому композитору Джузеппе Верди: в 2001 году весь мир отмечал сто лет со дня его кончины. Именно на этом спектакле над сценой Большого театра впервые 'побежали' супратитры - русский перевод итальянского либретто.

Декорации к постановке были изготовлены на авиационном заводе. Практически все критики отметили их мощь и поразительное сочетание современного звучания оперы со старинными атрибутами действия: развалины иерусалимского храма, дворец царя Ассирии, Вавилонская башня.

Режиссер-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, действуя в духе корректного 'осовременивания' сюжета, уже в музыке увертюры нашел стимул для создания впечатляющей хореографической картины - метафоры. Не менее выразительно по режиссерской и хореографической концепции начало третьего действия - картина военизированного царства 'черной' Абигайль, старшей дочери Набукко (Навуходоносора), пленившей собственного отца и приговорившей к смерти родную сестру в патологической жажде власти и мести. Великолепен танец черных воинов с белыми черепами, ставшими в спектакле символом безумия и жестокости.

Вниманию зрителей предстает масштабное зрелище, выдержанное в резко контрастных черно-белых тонах. Действие переносится из развалин иерусалимского храма Соломона к стенам царского дворца столицы Ассирии, где на фоне прозрачной четырехъярусной современной конструкции угадывается контур легендарной Вавилонской башни. Декор создавался исключительно из черного металла специалистами по космической технике завода имени Хруничева, о чем с нескрываемой гордостью говорит художник-постановщик оперы Сергей Бархин. Но и костюмы, созданные Татьяной Бархиной, не уступают декорациям по своей современной стильности и метафорической точности: белые древнеисторические хитоны - у иудеев и черные, военизированные, с элементами нацистской символики ХХ века - у агрессоров-ассирийцев.

Краткое содержание

Действие I

Войско Набукко осаждает Иерусалим. В храме Соломона иудеи с ужасом ожидают исхода битвы. Первосвященник Захария пытается вселить в народ надежду. В качестве заложницы иудеи держат младшую дочь Набукко Фенену. Это становится неожиданностью для влюбленного в нее Измаила, предводителя иудейского войска. Другая дочь Набукко - Абигайль - в окружении небольшого отряда вавилонских воинов, переодетых в иудейские одежды, прорывается в храм. Страстно влюбленная в Измаила, она предлагает ему спасение, если он отречется от Фенены. Но Измаил с презрением отвергает ее любовь.
Вавилонское войско во главе с Набукко врывается в храм. Пытаясь остановить врага, Захария заносит кинжал над Фененой. Но Измаил спасает свою возлюбленную. Он обезоруживает Захарию и возвращает Фенену ее отцу. Набукко приказывает разрушить храм Соломона. А Абигайль клянется навсегда стереть народ иудейский с лица земли. Захария и пленные иудеи проклинают Измаила за предательство.

Действие II

Царский дворец в Вавилоне. Отправляясь на завоевание новых земель, Набукко возлагает правление страной на Фенену. В руки Абигайль попадает документ, свидетельствующий о ее незаконном происхождении: ее мать была рабыней и потому наследницей престола может стать только Фенена. Вступив в заговор с Верховным жрецом, она решает распространить слух о гибели Набукко в бою и захватить власть, скрыв от всех тайну своего рождения. А тем временем Фенене удалось тайком освободить множество иудеев из плена. Из любви к Измаилу она решает принять иудейскую веру, сняв с него тем самым тяжкое бремя предательства. Заговорщики объявляют Абигайль царицей. Но Фенена готова сражаться с сестрой. Борьбу за корону останавливает сам Набукко, неожиданно для всех вернувшийся с войны. Упиваясь собственной властью, он провозглашает себя богом. Над головой святотатца сверкает молния: Небо поражает его безумием. Воспользовавшись этим, Абигайль становится властительницей Вавилона.

Действие III

Уничтожив документ, свидетельствующий о ее рабском происхождении, Абигайль заставляет безумного отца подписать смертный приговор всем иудеям, а значит, и Фенене. Осознав это, Набукко умоляет Абигайль пощадить сестру. Не внемля мольбам отца, Абигайль приказывает заточить его в тюрьму. В ожидании казни пленные иудеи оплакивают свою участь. Первосвященник Захария поддерживает их дух, пророчествуя о неизбежном падении Вавилона.

Действие IV

В темнице безумного Набукко преследуют тревожные видения. Сознание его то проясняется, то снова меркнет. Сквозь оконную решетку он видит Фенену: вместе с иудеями ее ведут на казнь. В отчаянии Набукко возносит молитву богу Яхве, и рассудок возвращается к нему. С помощью военачальника Абдалло и оставшихся верными ему воинов Набукко удается вырваться из заточения. В последний момент он успевает остановить казнь и дарует свободу всем иудеям. Вавилонский идол повержен. Раскаявшаяся Абигайль наложила на себя руки. Все во главе с царем преклоняют колени перед могуществом Яхве.

Все права защищены