Сильфида

Сильфида

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

30.09.2012
29.09.2012
28.09.2012
27.09.2012
08.02.2012
07.02.2012
21.05.2010
20.05.2010
21.02.2010
27.02.2010
26.02.2010
10.06.2009
07.06.2009
06.06.2009
31.05.2009
17.05.2009
16.05.2009
07.03.2009
29.11.2008
29.11.2008
12.11.2008
23.02.2008
22.02.2008
21.02.2008

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Балет.



СИЛЬФИДА
Херман Левеншелль
Балет в двух действиях


Либретто: Адольфа Нурри и Филиппо Тальони
Хореография - Августа Бурнонвиля в редакции Эльзы Марианне фон Розен
Постановка - Олега Виноградова
Художники-постановщики: Ирина Пресс, Вячеслав Окунев
Консультант - Аллан Фридеричиа
Дирижер-постановщик - Павел Сорокин

"Сильфида" - самый старинный классический балет, идущий сейчас на современной сцене. Этот балет часто называют мистическим. Во-первых, из-за его необычного сюжета: главный герой "Сильфиды" Джеймс может свободно перемещаться из земного мира в фантастический, при этом он одновременно любит обычную девушку Эффи (которая становится его невестой) и ирреальную Сильфиду - дух воздуха. В финале реальность побеждает грезы, а Сильфиду губит коварная колдунья Мэдж.
Во-вторых, потому, что всего один раз в истории балета XIX века на сюжет одного и того же либретто были поставлены два совершенно разных спектакля. Два композитора сочинили музыку, а два балетмейстера придумали собственные оригинальные версии хореографии. Первую "Сильфиду" на музыку Ж. Шнейцгоффера поставил в 1832 году Филипп Тальони. Он создал балет для своей дочери - легендарной танцовщицы Марии Тальони. А вторую версию на музыку Х. Левеншелля осуществил в 1836 году на Датской сцене Август Бурнонвиль. Бурнонвиль писал, что "в основе работы лежит поэтическая и поучительная мысль о стремлении человека к воображаемому счастью, которое беспрестанно от него убегает, оставляя разбитые мечты и разрушая его настоящее, земное счастье".
В-третьих, в отличие от других старинных балетов "Сильфида" никак не хочет превращаться в забытую легенду. Ее не исполняли в России почти 150 лет. Но после столь длительного перерыва Олег Виноградов (занимавший в 90-х годах пост главного балетмейстера Мариинки) в 1994 году восстановил хореографическую версию Бурнонвиля сначала в Санкт-Петербурге, а затем в Москве, на сцене Большого театра.
Хореография "Сильфиды" удивит поклонников русского классического балета.
Постановки датской школы всегда отличались от русских обилием мелких па, филигранными, четкими позами и необычными прыжками. Исполняя их, танцовщики на несколько секунд будто зависают в воздухе. Особенно интересна партия Сильфиды: множество прыжков делают балерину похожей на фантастическое воздушное существо. А некоторые элементы мужского романтического танца, который исполняет Джеймс, почти совсем исчезли из постановок наших академических театров.
«Сильфида» Бурнонвиля – диалог датчанина с французским балетом. Он отчетливо понимал, что в пуританской Дании не ко двору французское романтическое сумасбродство. И потому заблаговременно сместил многие акценты, усилил национальный колорит, бытовые мизансцены. Джеймс в его редакции (Бурнонвиль сам танцевал эту партию на премьере) – натура увлекающаяся, славный малый с фантазиями в духе ибсеновского Пер Гюнта. Подобно многим скандинавам, он верит в реальность сказочных персонажей, как Андерсен - в русалок, норвежцы – в троллей, шведы – в гномов, шотландцы – в эльфов. Но ничего хорошего не сулит смертному встреча с неземными существами. Даже увлеченность героя Сильфидой крестьяне воспринимают как состояние болезненное, близкое к помешательству.
Первоисточником либретто историки считают сказку Шарля Нодье "Трильби". У нее заимствован шотландский колорит, тема любви человека и духа. Но в целом балет создан с оглядкой на всю романтическую литературу, музыку, живопись эпохи.

Все права защищены