Каприччио

Каприччио

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

01.02.2013, 18:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



ПРЕМЬЕРА! ВПЕРВЫЕ В РОССИИ!

«Каприччио» Рихарда Штрауса
Разговор об искусстве

Музыкальный руководитель и дирижер - Валерий Крицков
Режиссер - Алла Чепинога
Сценография и костюмы - Виктор Герасименко

20 октября партию Фламанда в опере Р. Штрауса «Каприччио» исполнит певец из Германии Мартин Хомрих.

Мартин Хомрих (тенор) дебютировал на сцене Гамбургской государственной оперы, где проработал четыре года до перехода в 2001 году в Дрезденскую саксонскую государственную оперу. С 2009 года Мартин Хомрих выступает как приглашенный солист, исполняя теноровые партии на сценах парижской Оперы Бастилии, Венской государственной оперы, Дойче-опер в Берлине, театра «Ла Скала» в Милане. Партию Фламанда («Каприччио» Р. Штрауса) певец исполнял на сцене Дрезденской саксонской государственной оперы.

Как решить любовный треугольник? Поручить соперникам написать оперу! Кто знает…

Именно так поступила графиня Мадлен - главная героиня оперы Рихарда Штрауса «Каприччио». Вместе со своим братом, молодым графом, они принимают в своем имении группу гостей - артистов, которые приехали, чтобы отрепетировать представление, приуроченное ко дню рождения графини, большой любительницы искусства. В их числе поэт Оливье и композитор Фламанд, театральный директор Ла Рош, выступающий в роли режиссера будущего действа и знаменитая драматическая актриса Клэрон. Между репетициями они едят, пьют и увлеченно спорят об искусстве. Поэт Оливье и композитор Фламанд борются за сердце Мадлен. Дело усугубляется тем, что Оливье и Фламанд - соперники не только в любви, но и в искусстве. Каждый из них считает свой вид творчества первостепенным. Чтобы разрешить спор, графиня поручает Оливье и Фламанду написать оперу, в которой каждый из них должен описать самого себя и возникшую ситуацию, а чем закончится опера, она решит сама и сообщит утром следующего дня. Каково же будет ее решение? Кого выберет Мадлен?

«Каприччио» (1941 г.) - последняя опера Рихарда Штрауса на либретто дирижера Клеменса Краусса, написанного с участием композитора по сценарному плану Стефана Цвейга. Это опера об опере, полное юмора и остроумных музыкальных шуток произведение мастера, прошедшего долгий путь и достигшего своего понимания оперного искусства (Штраусу было 77 лет, когда он закончил «Каприччио»). Любовный треугольник становится поводом для оригинальной театрализованной дискуссии о роли слова и звука в музыкальном театре, о предназначении в нем поэта и композитора. Главный вопрос, который заключен в «Каприччио», состоит в следующем: является ли поэтическое слово источником вдохновения для композитора или, наоборот, музыкальная фантазия композитора предопределяет слова и действия, с которыми ей надлежит себя связать? Дискуссия «Что в опере важнее - слова или музыка» велась на протяжении нескольких столетий и волновала самого Штрауса. Разрабатывая идею «Каприччио», композитор писал либреттисту: «Надо создать остроумную драматическую парафразу на тему: сперва слово, потом музыка (Вагнер), или сперва музыка, потом слово (Верди), или только слова без музыки (Гете), или только музыка без слов (Моцарт)».

Несмотря на то, что в «Каприччио» затрагиваются серьезные эстетические вопросы, эта опера интересна и увлекательна. Спектакль включает в себя различные виды музыкально-театрального действа: чтение драмы, комический дуэт итальянских певцов, великолепную игру струнного секстета и даже балет. Поводом для наслаждения послужит и эффектное звучание штраусовского оркестра, и элегантная обстановка дома графини. В «Каприччио» множество комических характеров и забавных ситуаций. Чего, например, стоит подвыпившая итальянская певица-сопрано или итальянский тенор, одержимый идеей получить свой аванс! Одной из главных героинь спектакля станет… живая собачка.

Штраус называл свое «Каприччио» 'леденцом для знатоков'. Дотошный любитель оперного искусства сумеет распознать в творении Штрауса цитаты и намеки на музыку Рамо, Куперена, Глюка, Верди, Вагнера и, конечно же, самого Штрауса, создавшего этот увлекательный музыкальный коктейль. «Каприччио» - это настроение, каприз, причуда, внезапная идея, остроумное высказывание большого художника, резюмирующего еще раз опыт долгой жизни» (Э. Краузе).

Россия мало знакома с оперным творчеством Р. Штрауса. Опера «Каприччио» никогда не исполнялась в России, и ее постановку можно будет смело считать российской премьерой. Проект спектакля, выдвинутый молодым режиссером Аллой Чепиногой, выиграл грант «Открытая сцена» - организации, созданной Департаментом культуры г. Москвы с целью развития театра и поддержки молодых деятелей искусства. Музыкальный руководитель постановки - Валерий Крицков. Их творческий тандем с Аллой Чепиногой уже зарекомендовал себя: предыдущая совместная работа А. Чепиноги и В. Крицкова - оперный триптих «Голос женщины» - с успехом идет на сцене «Новой оперы». Оформление спектакля «Каприччио» осуществил главный художник театра заслуженный художник России Виктор Герасименко.

Премьера «Каприччио» в Новой Опере будет проходить в рамках Года Германии в России.

Все права защищены