Три года

Три года

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

11.05.2013
19.04.2013
23.03.2013
23.02.2013
03.02.2013
13.01.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Драматические спектакли.



ТРИ ГОДА
А.П. Чехова

Режиссер - Сергей Женовач
Декорации и костюмы - А. Боровский
Художник по свету - Д. Исмагилов
Музыка - Г. Гоберник

В ролях: Алексей Вертков, Сергей Аброскин, Анастасия Имамова / Анна Рудь, Сергей Качанов, Ольга Калашникова, Сергей Пирняк, Александр Обласов, Мария Шашлова, Григорий Служитель, Андрей Шибаршин, Александр Лутошкин.

Повесть А.П. Чехова во многом автобиографична: купеческая лавка-амбар, московские улочки и торговые ряды, с которыми Чехов был знаком не понаслышке… Это история о стремлении обрести семейное счастье без любви, о мучительных попытках смириться с тем, что жизнь можно прожить без самого главного чувства. Сергей Женовач: 'Это одна, на мой взгляд, из сокровенных чеховских повестей. О ней мало кто знает, но мне кажется, что для нашего понимания Чехова она краеугольная - в ней затронуты и личные моменты его жизни, отношения с отцом'.

В период работы над спектаклем труппа театра побывала в Таганроге, на родине Антона Павловича Чехова, в доме, где он родился, в лавке отца, в гимназии, где он учился, в театре, куда тайно от учителей прибегал по вечерам. Сергей Женовач: 'Таганрог многое перевернул в нашем сознании, город, в котором из 40 своих лет Чехов прожил 18. Жители этого города подчас становились прообразами многих чеховских персонажей, они являлись поводом для фантазии писателя. В Таганроге понимаешь, откуда эти грустные вечера, когда продувает весь город со всех сторон, и почему так хотелось отсюда уехать, понимаешь, почему Чехов так стремился и мечтал о своем доме, о семье. Многое начинаешь видеть по-иному, оценивать по-другому - через Таганрог'.

«'Три года' - повесть не из самых известных и, скорее всего, не из самых совершенных. Зато в ней сосредоточены многие доминирующие чеховские темы, главная из которых - недостижимость счастья, гибель его под тяжестью жизненной рутины. Чехов многое здесь переписал с реалий собственной семьи. Главный герой повести купец Алексей Лаптев имеет деспотичного отца и душевнобольного брата. К тому же страдает от неразделенной любви. У Лаптева есть деньги, есть имущество, но это не приносит ему счастья (тут явно 'просвечивает' будущий мотив Лопахина из 'Вишневого сада'). Герой изъеден рефлексией, сетует на несостоявшиеся надежды и раннюю усталость - вот вам и Платонов, и Иванов. На самом деле повесть Чехова - вещь жесткая и горькая. Лаптев женится на той, которую любит, но Юленька Белавина не отвечает ему взаимностью. Один за другим умирают родственники, Лаптев черствеет, отчаивается, и когда Юля признается наконец ему в любви (возникшей в результате долгой привычки жить рядом), он ощущает только боль от того, что признание запоздало на три долгих года.

Однако 'женовачи' и эту историю расцвечивают теплыми тонами. В самом неумолимом ходе жизни, в самой рутинной привычке они высматривают нечто позитивное и созидательное. Оптимизм спектакля ходит рука об руку со смирением перед неизбежным, но даже смирение провозглашается скорее радостью, нежели печальной необходимостью. Замечательна в этом смысле Юля в исполнении Ольги Калашниковой. Ее существование вселяет радостную надежду даже в самые драматические минуты. Вот она размышляет о предложении, сделанном Лаптевым, - лежа на животе, рассуждает вслух и легкомысленно болтает ногами, будто ребенок, в котором совсем нет хитрости. Ее чистосердечие, подкрепленное со временем нелегким опытом, так и остается главным качеством и главным залогом того, что жизнь все-таки прекрасна. А ведь куда логичнее было бы оттенить героиню желчностью и скепсисом самого Лаптева, и это, признаться, было бы даже более по-чеховски. Известно, как Антон Павлович иронически и, в сущности, беспощадно относился к женскому полу. Но Алексей Вертков играет Лаптева именно что беспощадно. Его герой обращает свои бесконечные невеселые раздумья прямо в зрительный зал, будто ища у него сочувствия. При этом Лаптев некрасив, неизящен, а его бесконечные рефлексии в какой-то момент начинают восприниматься как осточертевшее всем нытье. И, странное дело, его справедливые, так любезные сердцам большинства ставящих Чехова режиссеров вопросы типа 'возможно ли было счастье?', 'почему я с моим умом и талантом так бездарно проживаю жизнь?' и т.п. вызывают на этом спектакле досаду. Мрачная реалистическая повесть неуловимо превращается в светлую сценическую притчу. С неизменной у режиссера Сергея Женовача иронией. С вкусными деталями и живописными массовками. С обязательным общим 'портретом' всех участников в финале, где слова 'поживем - увидим' звучат не приговором к бесконечной рутине, а, скорее, надеждой на что-то впереди.

Ловко и точно придумано само пространство спектакля. Александр Боровский загромоздил его кроватями с никелированными шариками и панцирными сетками. Многоуровневое причудливо переплетенное кроватное существование персонажей будит самые разные размышления. Здесь и лабиринты жизни, и бренные вместилища ночных грез, и семейное лоно, и смертный одр. Да попросту жизнь, в которой вечером лег, утром встал и не заметил, как пролетели годы вместе с упованиями и людьми, встретившимися на пути» (Наталия Каминская, «Культура», 4 июня 2009 года).

Все права защищены