Бесприданница

Бесприданница

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

26.05.2013
12.05.2013

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Драматические спектакли.



БЕСПРИДАННИЦА
Александр Островский
Драма в 4-х действиях с одним антрактом

Действие происходит в большом городе Бряхимове на Волге в 1879 году.

Постановка и режиссура - Петр Фоменко
Режиссер - Валюс Тертелис
Художник-постановщик - Владимир Максимов
Художник по костюмам - Мария Данилова
Художник по свету - Владислав Фролов
Музыкальный руководитель постановки - Марина Раку

Действующие лица и исполнители:
Харита Игнатьевна Огудалова - Наталия Курдюбова
Лариса Дмитриевна - Полина Агуреева
Мокий Парменыч Кнуров - Алексей Колубков
Василий Данилыч Вожеватов - Павел Баршак
Юлий Капитоныч Карандышев - Евгений Цыганов
Сергей Сергеич Паратов - Илья Любимов
Робинзон - Владимир Топцов
и другие.

Премьера спектакля состоялась 5 января 2008 года.
Продолжительность спектакля - три часа 20 минут с одним антрактом.

В 2009 году спектакль был номинирован на Национальную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Драма - Спектакль большой формы» и «Драма - лучшая работа режиссера». Полина Агуреева завоевала «Маску» в номинации «Драма - Лучшая женская роль» за роль Ларисы.

«Бесприданница» выглядит переломным этапом в театре Фоменко (переломной в своем творчестве считал ее и сам Островский). Она не дает повода говорить о психологических кружевах и легком дыхании, блистательном лицедействе, вечной женственности и прочих восторженных эпитетах, которые летят вслед спектаклям «Мастерской» и постепенно превращаются в штампы. Петр Фоменко поставил очень жесткий и горький спектакль о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам. Благодаря рязановскому хиту, история прекрасной бесприданницы укоренилась в массовом сознании как гимн любовному безумию, которое важнее всей жизни. Фоменко, точно наждаком, счищает романтическую позолоту с этой пьесы.

Хотя романсы звучат и здесь - как без них? Низкий, бесстыдный, почти утробный голос Полины Агуреевой (Лариса), одной из самых бесстрашных актрис нашей сцены, выдает почти звериную тоску по иной жизни. Ее пение не столько вызывает восторг, сколько сбивает с ног. Лариса - то циничная продавщица собственного шарма: деловито пересчитывает дань, которую оборотистая мать (Наталья Курдюбова) собрала с воздыхателей на подарок. То восторженная дурочка, для которой высшая доблесть мужчины - попасть из револьвера в стакан на голове любимой. То античная богиня, обретающая в пении величие и власть над людьми. То простоволосая, бесстыдная, босоногая русалка после ночи с Паратовым, униженная настолько, что даже не пытается прикрыться под взглядами мужчин, которые позволили ей погибнуть. Но главное - в ней все-таки бог весть как сохранился врожденный камертон душевной чистоты, совершенно не нужный в этом оркестре фальши. И единственный, кто способен настроиться на ее тональность, - богач Кнуров (Алексей Колубков). Полностью зависящий от своей «независимости» и презирающий всех этих юнцов-купцов-дельцов, не способных любить. Здесь главный акцент сделан на тотальном унижении, которым все повязаны, как круговой порукой. Плебей Карандышев (его играет мужественный и сильный Евгений Цыганов, усиливая предчувствие неслучайной трагической развязки) унижает Ларису навязчивым собственничеством, она его - своим торжествующим презрением и даже - своей подчеркнуто фальшивой лаской. Барин Паратов (Илья Любимов) Карандышева - наглой развязностью, от которой спасовали бы многие люди, а тот с удовольствием отыгрывается на Ларисе своей сермяжной правотой.

Художник Владимир Максимов создал условно-реалистический мир с мостиками без перил, с переносными дверями-обманками, силуэтами волжского города на заднике, тенью поющих цыган и лунной дорожкой a-la Куинджи - зыбкого ложного пути по отраженному свету. Сам Петр Наумович дополнил эту светопись собственной звукописью, снабдив один из романсов режущим слух «ударником» столового серебра, которое, презирая этих «господ», швыряет и швыряет лакей Иван (Томас Моцкус). Точно наносит очередную рану, не оставляя надежд на врачевание (Цит. по Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 11 января 2008 г.).

В спектакле звучат: русские романсы, цыганские песни, а также песня Мананы Менабде «Бродяга» на стихи Осипа Мандельштама «Сегодня ночью не солгу…».

Все права защищены