В тени виноградника

В тени виноградника

Стадион "Локомотив", Москва

Дата проведения:

11.01.2008, 18:00

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Драматические спектакли.



В тени виноградника
Валерий Мухарьямов

Режиссер - Михаил Мокеев
Художник - Виктор Платонов
Художник по свету - Сергей Мартынов
В ролях:
Гарри - Народный артист РФ Игорь Ясулович
Этель - Заслуженная артистка РФ Нина Попова
Марк - Заслуженный артист РФ Юрий Румянцев
Премьера спектакля состоялась 8 декабря 2006 года
Пьеса написана по мотивам повести лауреата Нобелевской премии Исаака Зингера. У Гарри в его 82 года жены и любовницы давно в прошлом и, кроме как визита врача, ждать нечего. Но к желчному и веселому старикану Гарри неожиданно пришла самая настоящая, светлая, последняя любовь в образе соседки по лестничной площадке Этель. Гарри не собирался сдаваться, но жизнь не перехитришь.
Старость – последняя яркость жизни на пороге смерти – отличная тема для театра. Немолодому, опытному актеру роль в таком спектакле дает возможность откровенно высказаться о возрасте и о себе. А режиссеру – по-новому раскрыть известного всем артиста. Спектакль становится поводом для разговора и о театральной старости, и об уходящей натуре вообще.
Исаак Зингер наделил своего героя собственной биографией – в мозгу засыпающего Гарри мелькают воспоминания юности, польский городок, где он учился в хедере и откуда бежал в Америку перед приходом нацистов. Они проходят пунктиром, лишь намечая историю героя. В спектакле описания польско-еврейского местечка занимают изрядное количество времени, отвлекая от сути: дело ведь не в том, что миллионер Гарри и местечковый еврей Гершель одно и то же лицо, а в том, что старик одинок и, как и многие старики, не знает, как дотянуть до конца отпущенный ему срок. В один прекрасный день в квартиру Гарри входит моложавая соседка. Гарри напоминает ее покойного мужа. Кульминацией сюжета становится обед немолодых влюбленных, ибо Гарри влюбляется в Этель, как в последний луч надежды.
Художник Виктор Платонов разместил на крошечной сцене филиала Театра им. Пушкина выгородку с прозрачными пластиковыми створками, ездящими по кругу. Створки то образуют лоджию многоэтажного дома, то перемещаются вглубь, открывая холостяцкую комнату Гарри, а то вдруг превращаются в подобие романтической беседки, где бродит герой, не смея верить своему счастью.
Но стол накрыт, а соседка (Нина Попова) объясняет, что "есть одной хуже, чем спать одной". Не зная, за что раньше хвататься – за все еще стройную спину Этель или за ее кнедлики, старик рассказывает ей про трех своих жен, умерших детей и далекого внука. Через пять минут знакомства герои уже строят планы о том, что будут делать со своими миллионами – ну, конечно же, путешествовать... Актеры, подтрунивая над ситуацией, сыплют шутками, изображая старомодные ухаживания Гарри за Этель. Но никаких собственных переживаний господин Ясулович и госпожа Попова своим персонажам не дарят. Наоборот, отстраняются от них на почтительное расстояние. Глядя на актеров, почему-то сразу думаешь о том, что оба они еще вполне молоды и волноваться за них не стоит.
Посреди обеда Этель вдруг просит оставить ее одну. В рассказе недоумевающий старик погружается в сон, а к ночи узнает, что соседка выбросилась из окна – услышала зов умершего мужа. В спектакле Гарри успевает рассказать об Этель своему помощнику Марку, объявить ее своей невестой и даже зачитать несколько слов из "Песни песней". Узнав о несчастье, Гарри сперва падает, потом бежит одеваться. Финал выглядит эффектно: старик в дорожном плаще рассматривает глобус – он решил ехать в британскую Колумбию к дочери Этель. В сонном мозгу Гарри мелькает отчаянная мысль: "разыскать незнакомую девушку, заменить ей отца и вместе с ней попытаться понять, зачем человек рождается и зачем умирает".

Все права защищены