Моцарт и Сальери. Шопениана.

Моцарт и Сальери. Шопениана.

Стадион "Локомотив", Москва

Даты проведения:

28.06.2008
23.12.2007

Внимание! Данное мероприятие уже прошло и перенесено в архив! Новые представления ищите в текущей афише в разделе Опера.



Моцарт и Сальери
Драматические сцены по одноименной трагедии А. Пушкина

Дирижер-постановщик - Андрей Чистяков
Режиссер-постановщик - Алексей Масленников
Художник-постановщик - Сергей Бархин
Художник по костюмам - Татьяна Бархина
Художник по свету - Дамир Исмагилов
По воле Пушкина Моцарт получил бокал с отравленным вином из рук друга - Антонио Сальери. Так пушкинская "Маленькая трагедия" создала миф о смерти композитора и внедрила в сознание человечества нравственный постулат: "Гений и злодейство - две вещи несовместимые".
Опера на почти полный текст "Моцарта и Сальери" (в окончательном варианте отсутствуют лишь последние восемнадцать строк) стала первой в пушкиниане Римского-Корсакова, обозначив начало нового этапа в творчестве композитора. Лето 1897 года Римский-Корсаков посвятил новой опере: на сочинение и инструментовку понадобилось меньше двух месяцев.
У сценической истории "Моцарта и Сальери", богатой звездными именами, легендарная предыстория. Впервые опера прозвучала дома у композитора в исполнении Г. Морского (Моцарт) и М. Луначарского (Сальери). Летом 1898 года в подмосковном имении певицы Татьяны Любатович она была целиком спета Федором Шаляпиным, а за фортепиано был Рахманинов.
В Большом театре опера ставилась четыре раза. Впервые - в 1901 году. Последнюю версию "Моцарта и Сальери" в 1999 году предъявили вниманию публики дирижер Андрей Чистяков, режиссер Алексей Масленников и художники Сергей и Татьяна Бархины.
Шопениана
Шопен. Полонез A dur, Вальс cis moll в оркестровке Александра Глазунова; Ноктюрн As dur, Вальс G-dur, Мазурка C dur, Прелюдия A dur, Мазурка D dur, Grande Valse brilliante Es dur в оркестровке Мориса Келлера
Хореография - Михаила Фокина
Балет возобновлен Екатериной Гейденрейх
Художник-постановщик - Вадим Рындин
Дирижер-постановщик - Юрий Файер
Михаил Фокин сочинил балет «Шопениана» для выступления на благотворительном вечере, не предполагая, что создает один из своих шедевров. В феврале 2007 года исполнилось 100 лет с тех пор, как балет «Шопениана» впервые станцевали на сцене. Работа над ним началась с балетной программы, которую Фокина попросили составить для программы благотворительного вечера. Чтобы не утомлять публику фрагментами из классических балетов, которые многие знали практически наизусть, хореограф выбрал музыку Шопена и сочинил к ней движения. Первоначально «Шопениана» выглядела совсем не так, как сейчас. Первый вариант балета состоял из четырех театрализованных сцен: в одной Полонез танцевали поляки, в другой, во время Ноктюрна, сам Шопен бродил по развалинам монастыря и встречал свою музу, в третьей, пока звучала Мазурка, девушку насильно выдавали замуж за старика, но на финальных тактах она сбегала со своим возлюбленным.
Фокин был удивлен, когда ему через год предложили поставить «Шопениану» в Мариинском театре. И придумал совсем другой спектакль: с абстрактным сюжетом, который можно по-разному трактовать, легкий и воздушный, как взбитые сливки, напоминающий о романтических балетах XVIII века и призрачном царстве сильфид. Все номера «Шопенианы» оказались настолько изящными, что станцевать ее мечтали все великие балерины. Этот балет Галина Уланова танцевала на выпускном экзамене и, покидая сцену, включила его в программу своего прощального вечера.
В Большом театре «Шопениана» поначалу не прижилась: ее поставили в 1932 году, но быстро сняли. Только спустя 26 лет она снова появилась в репертуаре и остается в нем до сих пор. Ведущие партии в нем кажутся специально созданными для балерин с лирическим даром. Таких как Наталья Бессмертнова (в «Шопениане» она дебютировала в Большом), Екатерина Семенова, Нина Ананиашвили. Мужские партии в «Шопениане» тоже на редкость выразительны. Этот спектакль стал пробным для всех, кто мечтал танцевать русский балет. Не случайно, испытание «Шопенианой» проходят все молодые солисты Большого театра.
Три причины, по которым вам стоит увидеть этот балет:
- Абстрактный сюжет, который можно трактовать по-разному, легкий и воздушный
- Ведущие партии на редкость выразительны и созданы для танцоров с лирическим даром
- Все танцоры Большого театра проходят нелегкое испытание «Шопенианой», этот балет танцевали все великие балерины

Все права защищены